КТО ПРОЕКТИРОВАЛ ИЗВЕСТНЫЕ ЗДАНИЯ ИРКУТСКА: 7 ЗНАКОВЫХ АРХИТЕКТОРОВ ГОРОДА

Кто подарил Иркутску здания филармонии и «иняза» на Ленина? Где найти дома на ногах? Кому горожане обязаны появлением 130-го квартала? «Первый Байкальский» рассказывает о семи выдающихся архитекторах Иркутска и их творениях
Архитектурные тренды
22 февраля, 2023

Владислав Кудельский: «храмовый строитель» Иркутска
(1838-1893)

Сын гвардейского поручика, Владислав Кудельский получил образование на архитектурном отделении Академии художеств в Санкт-Петербурге. Он прошел большой путь от помощника специалиста до главного архитектора Иркутска.

Кудельского называют «храмовым строителем»: на его счету более восьми религиозных построек. В том числе величественный Казанский кафедральный собор на площади графа Сперанского, уничтоженный взрывом в 1932 году. Утрачены и другие его работы. До наших дней сохранились несколько церквей в Иркутске и области, а также Дом офицеров, здание биолого-почвенного факультета ИГУ и синагога.

Владислав Андреевич Кудельский проектировал церкви не только в Иркутске. Мы ездили с «Прогулками» (проект «Прогулки по старому Иркутску» – Прим.ред.) в Кимельтей, это Зиминский район, там есть очень любопытный храм. В нем побывал цесаревич Николай – в селе этим гордятся. В Иркутске по проекту Кудельского построен Князе-Владимирский храм, после реставрации он считается самым крупным в городе. Задача архитектора состояла, как мне понимается, в том, чтобы все храмовые заведения влились в городскую среду, не были чопорными, не выходили из формата. Мне кажется, это ему удалось.
Алексей Петров*, историк (объявлен иноагентом – Прим. ред.).

Владимир Рассушин: главный архитектор Иркутска и Харбина
(1858-1934)

Владимир Рассушин – архитектор со сложной и интересной судьбой. Он родился в Забайкалье, в семье чиновника, окончил петербургское училище и Институт гражданских инженеров. С 1886 года был главным архитектором Иркутска. Благодаря ему в городе появились здание мэрии, филармонии, пристрой к Ивано-Матренинской детской больнице, понтонный мост через Ангару.

Однако больше всего он оставил после себя образовательных учреждений. И хотя бы одно из них вы точно знаете: Рассушин спроектировал здание, где сейчас располагается Байкальский госуниверситет.

Рассушин был мальчиком из Сибири, который смог отучиться в Петербурге, и поэтому он ратовал за то, чтобы другие люди тоже получали образование. Все работы Владимира Александровича Рассушина были нацелены на это. Он спроектировал в Иркутске Александро-Мариининское училище — будущий нархоз. Вместе с Владимиром Платоновичем Сукачевым они создали «Дом дружбы» (рядом со Дворцом спорта). Это было Крестовоздвиженское училище. Возле железнодорожного вокзала — Глазковское училище, там сейчас транспортная полиция. Еще здание на Николаева, 5, где раньше было отделение ГИБДД (теперь Управление по вопросам миграции), — это Знаменское училище. Престижные двухэтажные особнячки, очень красивые.
Алексей Петров*, историк (объявлен иноагентом – Прим. ред.).

Здания Владимира Рассушина в основном относятся к архитектурному стилю, который называют эклектикой. В том числе и здание областной филармонии, где исторически располагалось Общественное собрание.

Это фактурный объект, он хорошо вписан в городскую структуру. Здание филармонии выглядит намного интереснее, чем многие современные здания, по своей тектонике, скажем так. Это акцентное, уникальное здание. Визитная карточка города.
Александра Козак, архитектор, генеральный директор Агентства развития территорий «Градостроительная школа»

Владимир Рассушин работал не только над обликом зданий, но и города в целом. Он один из первых осознанно занялся озеленением улиц и площадей.Владимир Рассушин работал не только над обликом зданий, но и города в целом. Он один из первых осознанно занялся озеленением улиц и площадей.
После отставки с поста городского архитектора Владимир Рассушин работал инженером на железной дороге, церковным старостой и даже предпринимателем. Он сделал миллионное состояние на угольных шахтах в Черемхово, построил особняк на улице Большой (Карла Маркса), но в 1918 году многое потерял и был вынужден уехать из России. В 1922-1934 годах занимал пост главного архитектора города Харбина. В Китае и закончил свой жизненный путь.

Алексей Кузнецов: ценил дерево, строил из кирпича
(1865-1904)

Алексей Кузнецов родился в Тверской губернии, окончил Императорскую академию художеств, затем работал архитектором в Санкт-Петербурге. В 1895 году с женой переехал в Иркутск и после отставки Владимира Рассушина занял должность главного архитектора.

В Иркутске Алексей Кузнецов спроектировал «Гранд-Отель» на улице Литвинова, Медведниковскую больницу (сейчас курорт «Ангара»), аптеку Писаревского на Дзержинского, дом купца Бутина и другие. Примечательно, что большинство зданий, разработанных этим архитектором, были построены из кирпича.

Кузнецов считался специалистом по кирпичу, самые известные его работы – это «Гранд-Отель» и Медведниковская больница. А сам Алексей Иванович жил в шикарном деревянном особняке на улице Пятой Армии, 51. Здание до сих пор сохранилось. Удивительно, что он ценил дерево, но строил из кирпича.
— Алексей Петров*, историк (объявлен иноагентом – Прим. ред.).

Особого внимания заслуживает величественный «Гранд-Отель», выполненный в стиле неоренессанса. Помимо богатого внешнего декора, его отличает особый авторский штрих архитектора Кузнецова – инициалы заказчика на фронтоне здания со стороны улицы Литвинова. Заказал строительство некий инженер путей сообщения И. И. Никитин, однако неизвестно, где он взял средства на строительство роскошной гостиницы.

«Гранд-Отель» – очень акцентное здание. Мне кажется, оно до сих пор отвечает современным требованиям: эксплуатируемые первые этажи, много деталей. Я слышала, что обсуждается тема вновь сделать там отель. Если предприниматель сохранит внешний облик здания, это будет выдающийся объект. В нем можно будет испытать настоящее погружение в историю города. При этом получится современное гостеприимное пространство.
— Александра Козак, архитектор, генеральный директор Агентства развития территорий «Градостроительная школа»

Иван Ефимов: архитектор, не увидевший своих творений
(1910-1947)

Иван Гаврилович Ефимов родился в 1910 году в Тверской губернии в семье строителя. Закончил Ленинградский институт гражданских инженеров и задумал построить Дворец Советов. Известный политик и революционер Анатолий Луначарский увидел в будущем архитекторе потенциал и рекомендовал для воплощения мечты отправляться в Сибирь.
В Иркутске первым объектом стали ворота завода имени Куйбышева.
На его счету также два особняка краевого исполкома (один из них находится на Карла Маркса рядом с берегом Ангары), общежитие для работников железной дороги.

После ранения на фронте Великой Отечественной войны он вернулся в профессию. Иван Ефимов успел спроектировать здание «Востсибугля» и Института иностранных языков (ныне корпус Иркутского госуниверситета). 21 сентября 1947 года он скончался из-за застарелых ран, так и не увидев свои главные проекты. Здания «Востсибугля» и иняза достроили в 1948-м году.

Прожив всего 37 лет, Иван Ефимов успел оставить после себя еще один интересный объект. Это дом на улице Карла Маркса, в котором в советское время была гостиница «Ретро». Изначально здание было построено под жилье для государственных чиновников.
В 1960-х годах его переделали под гостиницу в связи с намечавшимся приездом президента США Эйзенхауэра. Визит и не состоялся, а «Особняк №1» закрепил за собой звание партийной гостиницы. В ней останавливались Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Михаил Горбачев, Борис Ельцин и даже Фидель Кастро.

Иван Ефимов начинал как конструктивист-минималист. В 1930-е годы все жили конструктивизмом, это была такая эстетская скромность в архитектуре. В этом стиле выполнен жилой дом на Карла Маркса. Затем у него был переход к сталинскому ампиру. Две знаковые работы Ефимова — это здание «Востсибугля» и иняз. Во многом благодаря им произошло увеличение роли архитектуры в городском пространстве. Это помпезные здания, мимо которых просто так не пройти.
— Алексей Петров*, историк (объявлен иноагентом – Прим. ред.).

Владимир Павлов: французский стиль в Иркутске
(1938–2010)

Одна из ключевых личностей в истории архитектуры Иркутска. Владимир Павлов родился в Москве, а учился в Ленинграде – закончил институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В 1963–1986 годах жил и работал в Иркутске, после чего вернулся в Ленинград.
Павлов был лауреатом Всесоюзных смотров лучших архитектурных проектов и построек страны. Специальным решением Международного союза архитекторов на Всемирной триеннале его включили в число 50 выдающихся архитекторов мира.

На счету Владимира Павлова более 40 объектов в Иркутске — от детсадов до целых микрорайонов (Первомайский, Синюшина гора, Солнечный и Университетский). Он спроектировал здание вычислительного центра Госбанка на Степана Разина, жилой дом «Главвостоксибстроя», жилой дом для работников ВСЖД, Дом культуры профсоюзов (бывшая «Панорама»), «Дом-корабль» в Солнечном. Кроме того, он был одним из основателей направления «Архитектура» в иркутском политехе. Павлов работал в стиле «необрутализм», и его объекты легко узнаваемы.

Павлов – последователь Шарля ле Корбюзье, французского архитектора. Для него главное – это объем, поднятый над землей. Он строил дома на ногах. Они отличаются от другой городской архитектуры, и когда ты встречаешь такое здание, ты понимаешь, что к этому приложил руку Павлов. Самый известный дом на ногах был возле городской администрации, он уже снесен.
— Алексей Петров*, историк (объявлен иноагентом – Прим. ред.).

Владимир Павлов был новатором, он создовал новые пространства для жизни людей — общественные холлы в жилих комплексах, подземные парковки (и это уже в 1970-х годах!).
Одним из таких оригинальных объектов стал «Дом-корабль» на проспекте Маршала Жукова в Солнечном.

«Дом-корабль» — это продолжение темы Марсельской жилой единицы Ле Корбюзье (17-этажный жилой комплекс середины XX века. — Прим.ред.). Это попытка реализовать все тенденции, которые были тогда в мировой архитектуре, попытка ввести общественные пространства в жилые дома. В Иркутске такой объект только один. Это дом галерейного типа, в нем много новшеств для того времени. Сейчас, к сожалению, он ветшает. Тем не менее, там такая сильная архитектура, что он до сих пор вызывает только положительные эмоции. Концепция на момент реализации этого дома удалась полностью. Но в определенный период времени все общественные пространства были поделены между собственниками, общественного зонирования практически не сохранилось.
— Игорь Козак, президент Палаты архитекторов Восточной Сибири, заслуженный архитектор РФ

Богатое наследие Павлова до сих пор формирует облик города и придает ему контрастность, особенно это касается центра города. «Считаю, что Павлов решил сложную задачу работы с историческим слоем – сочетание деревянной и каменной застройки. Его объекты, с одной стороны, совершенно необычные, с другой – вписаны в контекст», – отмечает Александра Козак.

Марк Меерович: первый «архитектурный продюсер»
(1956-2018)

Марк Меерович родился и жил в Иркутске, окончил политех, а спустя несколько лет – Московский архитектурный институт, после чего защитил кандидатскую диссертацию. Большая часть его карьерного пути была связана с ИРНИТУ. За 30 лет он прошел путь от студента до профессора кафедры архитектурного проектирования.

Он был не только архитектором, но и архитектуроведом, доктором исторических наук и доктором архитектуры, заслуженным архитектором России. Автор десятков монографий и соучредитель специальности «дизайн архитектурной среды» в политехе.

Марк Меерович принимал активное участие в жизни Иркутска. Например, возглавлял комиссию «Городская среда» в Общественной палате, возглавлял совет при службе по охране объектов историко-культурного наследия области. Мееровича называют «отцом 130-го квартала».
— Марк Григорьевич был первым архитектурным продюсером Иркутска. Благодаря ему появился 130-й квартал, который вывел город на совершенно новый уровень медийности, создал новый имидж. Он был на несколько шагов впереди всех остальных. Архитектура — это не только объекты, это впечатление от города, — говорит Александра Козак.

— Марк Меерович был защитником деревянного Иркутска. И он продвигал идею, что центр города — для жизни. До сих пор ведутся дискуссии о том, стоит ли выселить всех людей из центра, отреставрировать его и отдать под коммерческие предприятия. Вот в чем проблема [этой концепции]: в семь часов все закрылось, все ушли домой, и центр опустел. То, что мы сейчас наблюдаем на Урицкого и Карла Маркса. А Марк Григорьевич говорил, что в центре должны жить люди. Чтобы все время горели окна, — поделился с «Первым Байкальским» Алексей Петров*.

Кэнго Кума: ближе к природе
(1954 — наст. время)

Японский архитектор родом из префектуры Канагава. Он окончил Токийский университет, затем учился в Колумбийском университете в Нью-Йорке. В 1990 году основал собственную мастерскую Spatial Design Studio, позже переименованную в Kengo Kuma & Associates.

Кэнго Кума проектировал объекты в самых разных частях света — от Национального стадиона в Токио к Олимпиаде-2020 до центра современного искусства в Марселе. Через все его проекты проходит тема единения с природой — здания Кумы построены в гармонии с окружающей средой и, как правило, из экологически чистых материалов. Особенное предпочтение мастер отдает дереву. В 2021 году Кенго Кума вошел в топ-100 самых влиятельных людей мира по версии Time.
Для Иркутска японский архитектор спроектировал новый жилой квартал на Цесовской набережной, на территории бывшей ТЭЦ. Его пригласил лично основатель компании Эн+ Олег Дерипаска, активно участвующий в развитии сибирских городов.
Это первая работа Кенго Кумы в России. Архитектор признался, что на проект «Японского квартала» его вдохновило озеро Байкал и узор берез.
— Кэнго Кума — топовый архитектор. Я за то, чтобы город проектировали мощные мировые специалисты. Когда едешь по Иркутску (особенно этим страдает Свердловский район), часто видишь практически одни хрущевки, которые есть в любом советском городе. Название поменять — и все то же самое. Нет никакого «изюма». Но Иркутск во многом уникальный город. С точки зрения градостроительства, интеллектуальных слоев, предпринимательства и купечества. И чем больше в нем будет авторских проектов, тем больше город выиграет, — считает Алексей Петров*.

– Моя позиция – центр города Иркутска должен быть жилым. Сейчас мы наблюдаем миграцию. Центр города – это большей частью места приложения труда, а жить все едут куда-то туда. И от этого пробки. Также в некоторых местах жилой застройки создается совершенно небезопасная среда. А городское пространство должно заполняться жильем, – уверена Александра Козак. – Я рассчитываю, что в этом проекте будут соблюден баланс частного и общественного, и жилая застройка не станет ограничением, чтобы развивалась набережная. И если территория будет задействована, то я считаю, что это положительные изменения.
Екатерина Зырянова
Автор статьи
Поделиться
Источник:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Контакты для СМИ
Дирекция по связям с общественностью
+7 495 642 7937
press-center@enplus.ru